Музыкальный волшебник Арам Хачатурян

Рубрика: Наши люди |

Он был гением в самом прямом смысле этого слова. Даже не очень сведущий в музыке человек знает, кто написал «Танец с саблаями» и вальс к драме Лермонова «Маскарад». А родился Арам Хачатурян 6 июня 1903 года в Тифлисе, вернее в пригороде Тифлиса, в районе Коджори. Музыка с детства захватила его. И ни школьные занятия в частном пансионе С. Аргутинской, ни шумные ребяческие забавы не способны были отвлечь его от нее.

Столь явное увлечение ребенка музыкой не встретило ни с чьей стороны понимания. Родители смотрели на эту склонность сына скептически, наставники в школе – без должной прозорливости. «В среде, окружавшей меня, не было уважительного отношения к профессии музыканта. Взрослые считали, что музыка – занятие не для мужчины. Отец желал, чтобы я стал инженером или врачом. Кем угодно, но только не музыкантом», – вспоминал Хачатурян.
По совету старшего друга Сурена Арам Хачатурян едет в Москву и поступает на биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета. Хачатурян в течение трех лет изучал химию и морфологию растений, остеологию, анатомию человека.

Осенью 1922 года Арам Хачатурян впервые вошел в двери небольшого старомосковского особняка, затерявшегося в гуще арбатских переулков. Это был Музыкальный институт имени Гнесиных. «Не имея никакой, даже элементарной теоретической подготовки, я предстал перед комиссией. Для пробы голоса и слуха бойко спел что-то вроде «жестокого» романса «Разбей бокал», вызвав улыбку экзаменаторов. Сыграл несколько танцевальных пьес. Вместе с тем я легко справился со всеми испытаниями слуха, чувства ритма и музыкальной памяти, несмотря на то, что все эти задания мне приходилось выполнять впервые в жизни», – вспоминает Арам Ильич.

В годы учения в институте имени Гнесиных состоялась очень важная для него встреча с Рейнгольдом Глиэром. Общение с Глиэром, которое продолжится и в последующие годы, близкое знакомство с его произведениями имели большое значение для Хачатуряна.

Заканчивая весной 1929 года институт, Хачатурян имел все основания сказать: «Я много занимался «алгеброй» музыки – изучал сольфеджио, теорию, гармонию, много сочинял».
Потом была Московская консерватория, класс профессора Николая Мясковского. За годы учебы в консерватории Хачатурян написал более 50 произведений. Лучшим из всех созданных тогда камерных произведений оказалось Трио для кларнета, скрипки и фортепиано. Написанное в 1932 году, оно было вскоре услышано Прокофьевым и привлекло его самостоятельностью интонационного языка, сочностью мелоса, удивительной непринужденностью самовыражения, душевной теплотой. Прокофьев рекомендовал Трио к изданию, и вскоре оно вышло.

На сценах московских театров ставятся спектакли «Валенсианская вдова» и «Маскарад» с музыкой Хачатуряна. «Маскарад» стал вершиной творчества Хачатуряна в драматическом театре Написанная для спектакля Театра имени Вахтангова, музыка эта использовалась впоследствии во многих других театрах. «Волшебным звеном» всей музыки Хачатуряна к «Маскараду» стал вальс. Как говорил сам композитор: «Я должен был написать музыку, достойную гения Лермонтова».

В 1942 году композитор начал писать новый балет – «Гаянэ». «Приехав в Молотов, я писал партитуру балета, не расставаясь с грелкой и манной кашей К счастью, я пользовался столовой театра, которая снабжалась по тем временам потрясающе».

«Я большой сторонник того, чтобы в балете танцевали, а в опере пели. Три с половиной года длилась работа над «Спартаком». Работал преимущественно летом. В общей сложности «Спартак» написан за 8 месяцев. Окончил 22 февраля 1954 года. Вся музыка написана в Старой Рузе в Доме творчества композиторов. Арам Хачатурян».

Перед смертью он попросил, чтобы его похоронили в Ереване. 1 мая 1978 года весь город проводил Арама Хачатуряна в последний путь. Его похоронили в Пантеоне им. Комитаса.