Режиссёр рассказал о кино и не только

Рубрика: Наши люди |

О Ереванском международном кинофестивале “Золотой абрикос”, полетах во сне и наяву, кино и своих творческих планах рассказал известный режиссер Роман Балаян, лучшими фильмами которого, по его собственному признанию, являются “Полеты во сне и наяву” и “Храни меня, мой талисман”.

- Что для вас фестиваль «Золотой абрикос»?

Р.Балаян – Замечательный фестиваль. Жаль, что его проводят в такую жару. Я считаю, что Арутюн Хачатрян делает самую чудесную вещь в Армении. Благодаря этому фестивалю Армения интегрируется в мировое киносообщество, а армянский зритель о многом узнает. Очень приятно видеть молодежь, которая собирается вечером на кинопоказы.

- Есть ли специфика у «Золотого абрикоса-2014»?

Р.Балаян – Его основная специфика в том, что фестиваль посвящен 90-летию Сергея Параджанова. Мне было приятно, когда известный режиссер Ким Ки-Дук со сцены сказал, что ему лестно получить приз гениального режиссера Сергея Параджанова.

- Какой из представленных на «Золотом абрикосе» фильмов вам понравился больше всего и почему?

Р.Балаян – Должен признаться, что не видел ни одного фильма. Я люблю сам фестиваль, его дух. Не устаю повторять о недопустимости закрытия фестиваля и призываю помочь организаторам. Я не хожу в кино вообще. Исключение составляют только те случаи, когда меня уговаривают стать членом жюри. Но я три года отбиваюсь от таких предложений. Правда, вчера меня грузины уговорили стать председателем жюри Батумского фестиваля.

- Ваши творческие планы, над чем работаете сейчас?

Р.Балаян – Я работаю сейчас над собой. У меня есть два незаконченных сценария. Они не закончены, потому что я не понимаю, для кого их снимать. Нет проката. Я же не юноша, стремящийся принять участие в фестивале, мне хочется работать для большой аудитории.

- А о чем сценарии фильмов?

Р.Балаян – Первый об известнейшем хирурге, сделавшем операцию ребенку своего друга, которого он обожает. Элементарная операция заканчивается гибелью ребенка на операционном столе. После этого трагического случая хирург уходит из клиники. Но однажды встречает очень странную девушку, и жизнь его приобретает некий новый смысл. Зрители до конца фильма не догадываются о том, что девушка сбежала из сумасшедшего дома, и воспринимают ее как нормального человека. Это фильм о сострадании. Второй сценарий затрагивает тему больных синдромом Дауна детей: девочки и мальчика. В целом, меня интересует тема обездоленных людей. Это бомжи, дауны, нищие и так далее. Порядочный человек должен думать о них. Это униженные, оскорбленные, обделенные люди. Я, как человек состоятельный, не могу оставаться равнодушным, пройти мимо копающихся в мусорных баках или бездомных людей. Обязательно подойду, чтобы помочь.

- Хотелось бы услышать вашу точку зрения относительно тенденций развития современного мирового кино?

Р.Балаян – Кино – это искусство и бизнес. Каждый год в мире появляется десять шедевров. Другое дело, видим ли мы эти шедевры. В прокате их нет. Мне бы хотелось, чтобы такие шедевры создавались и в Армении, чтобы в мире гремели армянские имена, причем имена людей, живущих и работающих именно в Армении.

- Замечательный актер, сыгравший главных героев в «Полетах во сне и наяву» и в «Храни меня, мой талисман» Олег Янковский считал, что ваши фильмы вобрали в себя все болевые моменты целого поколения большой страны. В последние годы вы не снимаете. Значит ли это, что стало меньше болевых моментов?

Р.Балаян – Мне стало неинтересно. Мне было интересно в советское время, я воспитан на сопромате. Мне не нравилась советская власть, и фантазия работала. Я снимал фильмы про состояние интеллигенции, такие как «Полеты во сне и наяву”, “Храни меня, мой талисман”. А просто снимать про любовь и коварство мне не очень интересно.

- Ваша любимая книга?

Р.Балаян – “Сто лет одиночества” и “Шантарам”, поразительная биография человека, которому ты завидуешь.

- Любимый актер?

Р.Балаян – Чарли Чаплин.

- Любимый режиссер?

Р.Балаян – Большое влияние на развитие мирового кинематографа оказали Бергман, Феллини, Антониони.

- Любимая цитата или афоризм?

Р.Балаян – Мне нравится фраза Пикассо “Искусство – это ложь, помогающая нам понять правду”.

- Вы как-то сказали, что счастливый конец фильма внушает надежду, помогает жить дальше.

Р.Балаян – Я считаю, что европейское кино, как и постсоветское, должно научиться делать хеппи-энды. Должно научиться делать, как я это называю “улыбку Кабирии”. Помните сцену из фильма Феллини “Ночи Кабирии”, в которой проститутка, плача, идет по шоссе. И вдруг в кадре появляются велосипедисты, которые начинают кружить вокруг нее, и женщина внезапно заулыбалась. Это ничего не решает, но зритель улыбнулся вместе с ней. Надо, чтобы зритель вышел из кинотеатра, видя какой-то выдох, ведь жизнь и так слишком трудна.

- Что помогает жить и работать лично вам?

Р.Балаян – Мое легкомыслие и жизнелюбие. Я – легкий человек. Я не считаю себя большим режиссером, но это меня не обижает. Всегда надо засыпать, зная, что все равно будет утро, для людей кино – киношное утро. Надо надеяться на завтра, даже если знаешь, что ничего не изменится.